ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ
Две Музы, две Любви
Говорят, взрослые дети легче переживают потерю отца. Неправда. Спросите у совершеннолетних сыновей и дочерей об этом, и они скажут: «Пусть отец был бы больным, старым, но живым. Очень нужны его слово, совет и поддержка».
Умирает отец, мать — и сиротеет семья. Остаются безутешные вдовы, вдовцы, матери, сиротеют дети.
Мы живем друг у друга на виду, поэтому и хорошие и плохие вести быстро разносятся по селу. К сожалению, плохих и тяжелых становится больше с каждым днем. Откроешь местную газету и содрогнешься: почти целая страница посвящена памяти усопших разных возрастов и пола.
Весть о том, что не стало Радченко Константина Николаевича потрясла всех.
Не может быть. Неправда. Почему это случилось?
22 марта 2020 года ему исполнилось 65 лет, но мало кто из знавших Константина Николаевича задумывался о его возрасте. Для нас, коллег, он был молодым, мы не замечали его возраста, потому что он был «нашим Костей». Сколько любви, уважения и гордости мы вкладывали в эти слова! Наш Костя. Сначала — гордость школы. Он пошел в 1–й класс в 1961 году в возрасте шести лет и до ее окончания (в 1971 году) был первым учеником не только по математическим дисциплинам, но и по всем остальным школьным предметам. Параллельно со школьными занятиями учился в музыкальной школе, которую тоже блестяще закончил. Уважительный, прилежный, трудолюбивый, любящий сын -таким его все знали .
Затем в этом же 1971году он поступил на физико- математический факультет Курского государственного педагогического института. С первого курса учился отлично, участвовал во всевозможных научных студенческих сообществах, писал научные работ ы, защищал их, пользовался огромным уважением среди профессорско- преподавательского состава.
А потом вместо предложенной ему в институте научной карьеры он предпочел малую родину, своих земляков. Работал сначала в Кондратовке учителем математики , физики и музыки, отслужил в армии и был приглашен на работу в Беловскую среднюю школу. В те годы( конец 80- девяностые годы) в школе работали «ассы» по математике: Шевцов Федор Семенович (дядя Константина Николаевича), Москалева Людмила Николаевна, Воробьева Валентина Васильевна, но Костю (мы так его звали между собой) не только они, но все мы приняли и признали сразу. Для него не представляло сложности ни одно физическое или математическое задание из школьного или вузовского курсов. И это не только удивляло, но и поражало. Однажды я спросила, есть ли хоть одна задача или уравнение, которые бы он не решил. Он , не задумываясь, ответил : « Есть. Но если подумать и полистать учебники, то нет». В этом весь наш Константин Николаевич.
Он был влюблен в математику. Он любил покорять царицу наук, уделял ей почти все свободное время Второе высшее образование получил заочно в СХИ, пробуя свои силы в экономике и управлении. Очень часто мы видели его с исписанными ученическими тетрадями. Это были чьи-то контрольные, курсовые, дипломные работы. Нет такого человека в районе, которому бы он отказал в помощи. Решал, выполнял задания по физике и математике всем, кто обращался: знакомым и незнакомым, ученикам и родителям. Никогда не требовал оплату, стеснялся.
Его ученики , потрясенные смертью, в один голос говорят: « Он сложные формулы превращал в простые и понятные». Действительно, решая на доске какое-то задание, он ненавязчиво доносил до ученика мысль о важности своей науки , о ее доступности для каждого , о ее красоте.
Константина Николаевича. часто можно было видеть до уроков, на переменах, после уроков с учениками и молодыми учителями математики и физики. Сидя голова к голове, он только ему присущим логическим мышлением нерешаемое превращал в решаемое, понятное. При этом еще показывал несколько способов решения и выбирал , на его взгляд, самый красивый.
Константин Николаевич никогда не подчеркивал своего превосходства над другими. Мы это превосходство поняли, приняли безоговорочно и полюбили за талант и человечность.
Заканчивались уроки в школе ,и открывались двери для школьников разных классов и школ в доме у Константина Николаевича.
У кого-то контрольная, и надо разобраться в теме, у кого-то предстоящий ЕГЭ, кому-то нужна помощь по физике. Всем бескорыстно помогал. Когда и сколько он отдыхал? Я спросила его об этом и услышала: «Когда сильно устаю, сажусь и играю на фортепиано часа полтора -два. Это мое лекарство».
Две любви, две Музы царили в его душе: любовь к математике и любовь к музыке. Он виртуозно владел игрой на баяне и фортепиано, с его приходом в нашу школу во всех конкурсах художественной самодеятельности (ученических, учительских) мы занимали первые места. Постоянно, неизменно, гордо и радостно! Он руководил школьным хором, игрой на баяне или пианино сопровождал все классные, школьные, районные и областные мероприятия. Атмосферу праздника создавал Константин Николаевич на наших учительских вечерах, посвященных Дню учителя, 8-е Марта, 23 Февраля. Обычно с шутками брал в руки баян, и лились наши любимые задушевные песни: «Над окошком месяц», « Старый клен», «Москва златоглавая». Пели и плясали под аккомпанемент К. Н. И лучшего отдыха для нас не было.
Скоро конец урока. И вдруг слышишь, как в учительской или или в 29 кабинете информатики звучит « Лунная соната» Л.В. Бетховена, « Полонез Огинского», мелодия из кинофильма « Мой ласковый и нежный зверь», а перед началом урока , как он говорил, для тонуса- « Марш славянки».Очень часто во время перемен он играл на пианино в учительской. Так он скрашивал наши рабочие будни. Его игра завораживала, делала добрее, открытее.У всех поднималось настроение. А что может быть приятнее для ученика, как видеть входящего в класс улыбающегося учителя!
Талант его как музыканта неоднократно поощрялся: он был лауреатом областных конкурсов художественного мастерства, в районе же ему не было равных. Надо было видеть, как играл Константин Николаевич. Он весь преображался, светился изнутри, улыбался и полностью погружался в только ему доступный мир гармонии и звуков. Много лет мы вели с ним заседания литературной гостиной « Лира» не только в стенах школы, но и в районной библиотеке. Сколько мелодий он проиграл, сколько вариантов предлагал , добиваясь слияния музыки и слова. Доверяли друг другу, полагаясь на чутье и видение той или иной темы, и всегда достигали поставленной цели: наши поэтические вечера любили взрослые и дети.
Ловлю себя на мысли , что не хватает слов для того , чтобы передать свою любовь и уважение к этому человеку.
Когда многие из нас со страхом смотрели на компьютеры и паниковали, что никогда не постигнут это изобретение, на помощь пришел Константин Николаевич. Терпеливо объяснял, по многу раз показывал куда и как нажимать, никому не отказывал в помощи. Помню , когда мы, как слепые котята, не справлялись с техникой и бежали к нему почти в слезах, он , посмеиваясь, всегда приходил и еще раз объяснял даже во время урока. С ним было надежно и просто.
Вспоминать о Константине Николаевиче и легко и сложно. Талантливый человек талантлив во всем. Таковым и был наш Учитель.
Живя в сельской местности, он с детских лет познал все тяготы физического труда. Своими силами (главный помощник мама Прасковья Семеновна) построили дом и все хозяйственные постройки. Держали хозяйство: коров, телят , поросят, лошадь и множество птицы Женился в тридцать лет.. Татьяна вошла в семью как жена, дочь и надежная помощница. Немногословный , он однажды сказал о жене : « Верная, пойдет со мной до конца».Трудились много все. Дети Аня и Антон тоже с детства всегда были рядом с родителями или бабушкой. Умели в этой семье ценить время. Вставали рано, у каждого были свои обязанности, часто ложились поздно. Чтобы содержать хозяйство , нужен был корм. Вручную косили траву, сушили и свозили душистое сено в сарай .Приучил Константин Николаевич своих детей видеть в крестьянском труде поэзию и красот у. Он с восторгом рассказывал, как красив на рассвете гочевский луг, какое там разнотравье, как потрясает восход солнца.
Видя отношение отца к профессии, Анна и Антон тоже пошли по его стопам — успешно закончили физико-математический факультет КГУ. Антон Константинович преподает в одном из лицеев г. Курска. На каникулах и во время отпуска он надежный помощник отцу.
Константин Николаевич любил свою жену, гордился детьми уважал и почитал мать, оставляя за ней главенство в доме . « Наша бабушка плохого не посоветует»,- говорил не только он , но и его дети.В последний раз мы виделись с Константином Николаевичем и Антоном в середине сентября. Зашел разговор о Прасковье Семеновне. « Нашей бабушке скоро сто лет, но она до сих пор каждое утро готовит для всей семьи кашу, чистит картошку. Перечистила фасоль с огорода , обрезала лук. Без дела не сидит». Бабушку слушали, ее уважали, ее авторитет был непререкаем. Счастливая старость, но как ей сказать о смерти сына,
как передать словами горе семьи- не знаю, не умею.
Жизнь продолжается, но свет померк, и стало пусто.
Константина Николаевича нет, а его испачканные мелом пальцы перед глазами, его музыка — в душе. 42 года этот учитель сеял разумное , доброе, вечное.Он награжден многочисленными грамотами разного уровня, значком « Отличник народного просвещения», удостоен звания « Ветеран труда».Но самая главная его награда-это безоговорочное признание коллегами и учениками его таланта.
Я понимаю , что теперь одной звездой стали богаче небеса, но принять этого не могу…
Природа — мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Закрываю глаза и вижу, как по аллее школьного двора быстрой
походкой с чуть наклоненной головой и пакетом в руке идет Константин Николаевич. Наш Костя!
Улыбаюсь и плачу.
Трусова Н. С. , коллега.
Педагогический стаж 49 лет.