24 марта 2025
Комментарии

На монастырских землях?

12 октября 2024

397

0

Рядом с селом Петровы Буды располагаются Долгие Буды. На старых картах и в старых документах это село называлось то Должанские, то Долженские Буды. Исследователь Д.И.Багалей считал, что сходцы могли основывать иногда новые поселения, но только такие, которые принадлежали к свободным людям. Это были обыкновенно дети, племянники и родственники разных разрядов служилых и жилецких людей, не имевшие еще самостоятельного тягла. И данные сказки подтверждают как раз это. Более того, беглый анализ фамилий показал, что предки сходцев являлись когда-то детьми боярскими, но к этому времени потомки их стали служивыми разных разрядов. После первого этапа свободного заселения Петровых Буд в 1675 последовал второй этап: поселение по жалованной грамоте. 23 июля 183 года (1675 год) произведен групповой отвод Анисиму Селихову «с товарищи», по которому заселилась вторая часть Петровых Будищ. Можно предположить, что правильное изначальное наименование села – Долженские Буды, и название это связано с фамилией основателя, первопоселенца – некоего Долженского или Долженкова. Однако это не так: правильное наименование селения все-таки Должанские Буды и связано оно с именем реки Долгий Колодезь. По исследованию А. И. Ященко, слово «Должанка» то же, что «Долгая», образовано от слова «Долгий». Эту же версию наименования слободы поддерживает и позднейшее переименование села именно в Долгие Буды. В пользу этой же версии происхождения наименования говорит и характер поселенцев: как раз в Должанских Будах, а не в Петровых встречается население с украинскими (черкасскими, как говорили в те времена) корнями. Свидетельство этому – факты: до сих пор в селе бытует диалект «суржик», многие документы, например, «Дело по прошению поверенного графини Е.Г.Головкиной о выдаче сведений о подданных малороссиянах слобод Тамаровка, Белая и Долженские Буды Богатенской округи, отданных на крепостные (строительные) работы в разные годы (в связи с рекрутским набором)» 1691г. Богатенский уездный суд. Этому соответствует и форма образования селения: не село, а слобода. Известно, что название слободы давалось пригородным поселениям, черкасским и монастырским. О расположении здесь города или монастыря ничего неизвестно, но вот расположение монастырских земель здесь было: в 193 (1684) году октября 15 дня отказано Знаменского монастыря, что в Обояни, строителя Игнатия с братею в урочищах меж речек Стригослы и Долгого Колодезя Большой Черный лес с урочищи.

Монастыри на своих землях принимали и селили многих сходцев, в том числе и пришедших с Украины, Белоруссии, Литвы: «Получая тарханные грамоты, дававшие их хозяевам большие льготы в области платежа податей и суда, и вотчинные земли по царскому указу в «диком поле», монастыри собирали вокруг себя и «осаживали» вольных людей – крестьян и бобылей, которые распахивали степи, косили сено, рубили лес на постройки, увеличивая число новых поселений». И далее: «Монастырская колонизация продолжалась как в виде основания новых монастырей, так и в смысле заселения монастырских земель. Монастыри – пример рачительного хозяйствования, где пробовали то, что приносило наибольший доход. Почти каждая обитель имела рыбные ловы в реках, речках, озерах или прудах, бортные деревья и бобровые гоны в лесах, сенокосные луга», — пишет Т.Арцыбашева в публикации «Курский край и монастырская культура». Приведен и такой случай: «Другой, основанный в Белгороде в это же время монастырь – женский Рождества Пресвятой Богородицы в 1622 году получил в городе место под церковь и кельи, а в 1626 году ему отвели «на пропитание» дубраву и сенокос, которые он, не имея крестьян, не смог обрабатывать, и земли отошли в 1636 году «черкасам». И хотя этот относится к более раннему времени, чем период освоения земель в междуречье Долгий Колодезь и Стригосла, тем не менее аналогичный исход по землям мог произойти и в это время. Однако маловероятно, что Долгие (Должанские) Буды возникли на монастырских землях: монастырю принадлежало всего 10 десятин леса, и на этих землях возник хутор Чернецкий, – поэтому остается версия с черкасским заселением земли. Определить точный год заселения Долгих/Должанских Буд еще предстоит. Наиболее позднюю дату возникновения села дает 1 ревизия податного населения, которая проводилась в 1718 -1719 гг. при Петре Великом по указу от 26 ноября 1718 года. Этот 1719 год, а вернее год до этого (ведь надо было успеть построить церковь) – и есть конечная дата периода возникновения данного села.

Валентина РУДЕНКО
(Использованы материалы
Беловского историко-этнографического музея и работа
«Драгоценные осколки истории» Э.Г. Власова и Л. А.Шепелевой)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же