24 февраля 2024
Комментарии

Тише, время! Мы о подвиге сегодня говорим

27 февраля 2022

379

0

Продолжаем повествование о наших земляках-учителях, которые в годы Великой Отечественной войны мужественно сражались с немецкими захватчиками, освобождая города и села. Они гнали врага на Запад, в его фашистское логово.

Сегодня мы публикуем материал о директоре Гирьянской средней школы Дмитрии Евграфовиче Мальцеве и его коллеге, биологе, Полине Михайловне Козловой. В музее данной образовательной организации, основанном в шестидесятые годы прошлого столетия еще при жизни этих замечательных людей, хранятся их фотографии, документы, награды и личные вещи.

Педагог в разведке

Мальцев не понаслышке знал, что такое война. Видел страдания, кровь и смерть советских солдат и мирного населения. Об этом всегда говорил скупо. Ему тяжело было воссоздавать скорбные события лихолетья, горько на душе от пережитого.

Родился Дмитрий Евграфович в 1925 году в селе Вольном Большеписаревского района Сумской области. С детства мечтал учить ребятишек наукам. Накануне Великой Отечественной, в 1941-м, завершил только первый курс Грайворонского педагогического училища. В Красную армию его призвали в 1943 году после освобождения малой родины от фашистов. Служил в артиллерийской инструментальной разведке.
Вот что он рассказывал своим ученикам: «Моя военная специальность – топограф. В годы войны был на должности вычислителя, после ее окончания – командиром топоотделения и взвода. В запасных частях находился близ Тамбова. В феврале 1944 года наша часть выехала на фронт и заняла боевые позиции в районе Ковеля».
Исследователи подчеркивают, что ключ к освобождению Европы лежал именно в этом городе. Бои за него продолжались несколько месяцев, начиная с марта. Немецкое командование стремилось любой ценой удержать важный узел коммуникаций и сильный опорный пункт обороны. С разведывательным дивизионом Дмитрий Евграфович принимал участие в боевых действиях войск первого и второго Белорусских фронтов.
Ковель полностью очистили от фашистских захватчиков 6 июля. Победа открыла Советской армии путь в Польшу и стала важным этапом в окончательном разгроме гитлеровских войск. О большом значении, которое имела Ковельская операция, свидетельствует тот факт, что Москва 6 июля 1944 года в 22 часа салютовала участникам взятия города двенадцатью артиллерийскими залпами из 124 орудий.
Мальцев освобождал Брест. Красная армия взяла город 28 июля 1944 года в результате Люблинско-Брестской операции (18 июля – 2 августа 1944), которую провели войска первого Белорусского фронта под командованием маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Гитлеровцы создали здесь мощный укрепрайон, насыщенный большим количеством дотов, дзотов, минных полей и других сооружений долговременной и полевой фортификации, связанных между собой ходами сообщения. В систему обороны были включены форты Брестской крепости.
В результате проведенной операции завершилось изгнание фашистов с территории Белоруссии. Советские солдаты продвинулись до 260 километров и, овладев плацдармами на Висле, создали благоприятные условия для последующего разгрома противника на Варшавском стратегическом направлении и полного освобождения Польши.
Дмитрий Евграфович вспоминал: «За освобождение города Бреста нашей бригаде было присвоено почетное наименование «Брестская». В августе 1944 я был награжден медалью «За боевые заслуги».
Наш земляк сражался за столицу Польши. Варшавско-Познанская операция развернулась 14 января 1945 года, а в ночь на 17-е начался разгром варшавской группировки силами 1-ой армии Войска Польского и советских военных подразделений. К 12 часам город освободили полностью. Варшава предстала перед победителями разрушенной, разграбленной и опустевшей.
Участники этих событий свидетельствовали, что на улицах польской столицы они увидели только пепел и руины, покрытые снегом. Жители города были истощены и одеты почти в лохмотья. Из миллиона трехсот десяти тысяч человек довоенного населения в Варшаве осталось только сто шестьдесят две тысячи.
После неимоверно жестокого подавления Варшавского восстания в октябре 1944 года немцы систематически уничтожали все исторические здания города…
Дальше Мальцев воевал на территории Германии. В феврале 1945-го за личное мужество и смелость, проявленные при исполнении воинского долга, награжден боевой медалью «За отвагу». Закончил войну на севере Берлина, недалеко от города Росток.
«В январе 1946 года нашу часть передислоцировали в Сталинград, а в 1947-м – в город Камышное. Демобилизован в 1950-м. В том же году поступил в Грайворонское педагогическое училище, которое окончил в 1951-м. С этого времени работаю в Беловском районе», — делился событиями своей биографии Дмитрий Евграфович.
В дальнейшем он окончил Курский пединститут. Всю жизнь посвятил школе. Мальцева помнят как мудрого и грамотного педагога, компетентного руководителя, снискавшего глубокое уважение у земляков. Учитель истории Елена Петровна Мовенко, возглавляющая школьный музей с конца декабря 1982 года, отмечает его высокую эрудированность и интеллигентность. Фронтовик обучал детей обществоведению и литературе, развивал у них умение логически мыс-лить, делать правильные выводы. При нем открылось новое здание школы. В процессе его обустройства директору приходилось решать много разных вопросов, где он проявлял себя настоящим организатором и хозяйственником. А главное, Дмитрий Евграфович воспитывал в учениках черты, присущие ему самому: любовь к Родине и окружающим людям, дисциплинированность, честность, порядочность и справедливость.

 

Гордость победительницы

«Для моего поколения, наверное, самое страшное в жизни – это воспоминания своей юности, потому что не было ее. Мы сразу становились взрослыми и лишались главного, что присуще юности – мечты», — с горестью произносила Полина Михайловна Козлова. Она наравне с мужчинами шагала в годы лихолетья по дорогам войны.

Когда грянул июнь 1941 года, девушке еще не было 18-ти. Сообщение по радио о нападении Германии на Советский Союз застало ее в 17 километрах от Брянска в Белобережском детском городке, где она работала пионервожатой. Зловещая новость резко оборвала все ее планы, рухнули надежды. Уже спустя неделю ребята и взрослые стали ощущать войну непосредственно на себе.
В памяти Полины Михайловны всплывали картины, когда несколько раз днем и ночью слышались звуки сирены, предупреждающей о налете фашистских самолетов. А затем раздавались оглушительные взрывы. Она рассказывала: «Город Брянск немцы бомбили часто. Нужно было по каждому сигналу детей выводить в лес, в траншеи. Фронт двигался все быстрей к нам, к Брянску. В августе мы получили команду эвакуировать ребят эшелоном. Перед комсомольцами поставили ответственную и трудную задачу – спасти всех в дороге, а бомбили чуть ли не на каждой станции. Проехали почти без жертв, но погибла часть имущества и продовольствия. Остановились в Пензе в Наровчатском районе. Для 380 детей отвели среднюю школу. Они перестали слышать разрывы бомб, видеть смерть».
В 1942 году правительство обратилось к девушкам-комсомолкам с призывом добровольно пойти на защиту Родины. Желающих оказалось больше, чем требовалось. Юная Полина в то время была членом бюро райкома комсомола. На заседаниях сутками разбирали заявления, чтобы пропустить молодых людей через все комиссии.
А в конце года во второй набор (в первом ей отказали) на добровольных началах отправилась и она, а также часть членов бюро райкома и работников детского дома. Двигались в Воронежском направлении в Борисоглебск. Козлова вспоминала: «Были приготовлены вместительные землянки в лесу. Через 20 дней приняли присягу, получили обмундирование и стали солдатами 4 полка связи 7 корпуса ПВО. Я зачислена телефонисткой.
Первое боевое крещение получила под Касторной, когда наши войска выбили фашистов. Следовало восстановить связь штаба с частями через минированные поля под постоянной бомбежкой. Я, такой же молодой боец Костя Третьяков и Наташа Санина получили задание. К полуночи, то есть через три часа, связь наладили, но Третьякова ранило в ногу. Мы с Наташей притащили его в свое расположение, а от командования получили благодарность».
В 1943 году девушка уже под Воронежем окончила курсы, получила звание сержанта, стала радистом третьего класса. Работала на передатчике и на приемопередатчике на больших радиостанциях. После разгрома немецких войск под Сталинградом, а затем на Курско-Орловской дуге наши войска, передовые части почти без остановки двинулись на Запад. Радисты следовали за фронтом, постоянно меняя свою дислокацию. Позади оставались Нежин, Киев, Белая Церковь, Львов и Польша.

Многое пришлось пережить, увидеть и почувствовать Полине Михайловне. «Я хочу вспомнить один случай, который многие месяцы не давал мне покоя, преследовал везде. Из Воронежа нашу часть направили в Киев. В Дарницу эшелон прибыл на пятый день после взятия столицы Украины. Еще мост через Днепр не восстановили, нам предложили утром разгружаться и идти окружным путем в Киев. В эту ночь станцию Дарница сильно бомбили. Составов, которые должны были отправляться на фронт, скопилось много. Когда начался обстрел, все рассыпались за пределы станции, и мы совершенно случайно наткнулись на замаскированный хламом колодец с трупами детей всех возрастов. Они были изуродованы до неузнаваемости. Это самая кошмарная картина, которую мне пришлось увидеть. Как объяснили нам потом, с них брали кожу для пересадки немецким раненым. Трупиков мы вытащили до десятка. Родителей здесь не оказалось. Были уничтожены или бежали, ведь это место жестоких боев», — с болью говорила она.

Козлова отмечала, что саму Дарницу фашисты разбили полностью. Кое-кому удалось спастись в заваленных погребах, которые раскапывали красноармейцы, выводили или выносили оттуда полуслепых или совсем полумерт-вых мальчиков и девочек, чаще с бабушками и матерями. Перепуганные, они кричали и дрожали как в ознобе. Такое зрелище никогда не померкнет в памяти матерей, никогда не простят женщины этого зверства фашистам.
В Дарнице Полину Михайловну ранило и сильно контузило, но все обошлось благополучно. Рука срослась, слух восстановился, заикаться не стала совершенно. Здесь она получила медаль «За отвагу».
Позднее педагог делилась: «У меня есть душевная радость, даже гордость, что маленькую крупицу, наряду со всеми, я вложила в победу над фашизмом, что дети нашей страны видят чистое небо, ясное солнце и свою маму».
Она всем сердцем любила своих учеников, которые отвечали взаимностью. Сегодня, умудренные опытом, отмечают ее щедрую доброту и инициативность. Кабинет, где она вела уроки, был весь в цветах. Работа на учебно-опытном участке всегда доставляла удовольствие. Учительница легко и доступно объясняла материал, ставила интересные опыты. С ребятами она посадила школьный сад, липовую аллею, радующие и сейчас окружающих, напоминая о прекрасном учителе и бесстрашной женщине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же