13 февраля 2025
Комментарии

Церковь открыта для службы

13 января 2025

204

0

В прошлом номере мы рассказали о многострадальной Николаевской церкви райцентра. Наверняка, нашим читателям, прихожанам Троицкого храма, также расположенном в слободе Белой, интересно узнать об истории действующей Свято-Троицкой церкви, которая не менее интересна.

О том, что на ручье Грязном строится «починок», впервые упомянуто в 1664 году. Будучи православными, наши предки вслед за жильем торопились возвести храм. В 17 веке церкви преимущественно были деревянными. Впервые о храме Живоначальной Троицы в Белой слободе говорится в ревизских сказках в середине 18 века. То есть, храму уже, как минимум, было около сотни лет.
Пройдет еще время, и слобожане станут думать о том, как бы построить каменную церковь. По некоторым данным, ее закладку осуществили в 1830-м. А тут через 5 лет подоспел пожар, уничтоживший в том числе и деревянный храм.
Кирпич заготавливали сами. Добытую в ярах красную глину замешивали вручную и тут же обжигали в небольших самодельных печах (цигельнях), используя в качестве топлива коренья выкорчеванных дубов, так как огонь от них давал сильный жар. Уже готовые кирпичи местные умельцы тщательно отбирали, простукивая на звон.
Одновременно с этим за год до начала строительства были загашены водой несколько ям извести. Строили новый храм основательно и навека. Для прочности в известковую кладку добавляли сырые желтки куриных яиц. Сами не ели – берегли, тщательно собирая для Божьего храма. После затвердевания такая кладка намертво соединяла кирпичи, разбить ее невозможно.
Стены почти метровой толщины. В оконные проёмы мастера замуровали узорчатые кованые решётки, навесили тяжелые, окованные железом двери. Внутри церкви постелили добротные дубовые полы. В 1839 году «тщанием священно- и церковнослужителей, прихожан и посторонних доброхотных приношений» построено каменное здание церкви с такою же колокольней.
При храме по традиции была церковно-приходская школа. В 1916 году в ней обучалось 42 мальчика и 28 девочек.
После революции храм продолжал действовать. Новой властью была тщательно составлена опись убранства. Особо отмечались серебряные ризы на иконах. Очень скоро все предметы из этого металла будут изыматься в пользу государства. Так, в 1922 году забрали несколько предметов весом 5 фунтов серебра. Активисты покушались на серебряную чашу, но прихожане принесли взамен из дому разную посуду из серебра. Так чаша всем приходом была спасена.
По всему краю закрывались один храм за другим. Их превращали обычно в зернохранилища. Похожее было и в Троицком храме. В тяжелое время для матери-церкви священнику и верующим отвели придел Пантелеймона Целителя, в остальной части лежало зерно колхоза «Путь вперед». Во время службы обязательно присутствовал колхозный сторож.
Старожилы рассказывали, что летом 1941 года и позже, в оккупацию, верующие торопились на службы в храм. Один из немцев, носивший всюду фотоаппарат, ради любопытства заходил в церковь и даже взбирался на колокольню.
И до войны, и после на службе традиционно пели 2 клироса: слева – мужской, справа – женский. Пением руководил глубоко верующий человек, беловский крестьянин Семён Савельевич Шевцов Он имел уникальный слух, прекрасный голос. Работая каменщиком в Харькове, на Донбассе, бывал там в разных храмах. Самая большая заслуга этого человека в том, что после войны на пожертвования он сумел организовать ремонт, ведь храм не ремонтировался с 1930 года.
В конце 50-x реставрацией икон занимался уроженец слободы Белой, участник войны, фотограф Василий Иванович Таранов. Имея художественные задатки, прекрасно рисовал, некогда работал художником-оформителем. Написал портрет своей матери. (Полотно до сих пор хранится в семье Тарановых). Чтобы восстановить росписи на стенах, Василий Иванович тщательно подбирал краски.

Конец 50-х годов – в нашей стране время воинствующего атеизма. Руководитель Дома культуры А.Меримерин схоронил своего отца со священником и на другой же день был освобожден от занимаемой должности. Распрощалась с работой и еще одна жительница Белой Нина Желтенко только за то, что участвовала в обряде венчания: она держала венец над невестой. Учительнице Беловской школы Прасковье Семеновне Радченко директор предъявил претензию, дескать, отец учительницы поет в храме! На что педагог муд-ро ответила: «Дороже всех на свете родители. Я не могу указывать отцу…».
Надо сказать, что родитель Прасковьи Семеновны был и звонарем. После Семена Савельевича им стала Екатерина Афанасьевна Квачева – человек исключительной набожности. Она убирала в храме, пекла просфоры. Большая редкость: женщина имела доступ в алтарь. Долгую жизнь прожила Екатерина Афанасьевна (105 лет).
До 95 лет она была звонарем, а когда ей стало трудно подниматься на колокольню, на этой должности ее сменила Александра Михайловна Цыхманова.
Не всегда хватало колоколов. Поэтому использовали подручные средства: металлические тарелки, газовый баллон. «Приходилось выбивать молотком», — вспоминает звонарь со стажем Пашнина Надежда Анатольевна.
Позже в храме звонили Владимир Лисов и Вячеслав Гадецкий. Последние 10 лет звонарь Троицкого храма Руслан Мамедов.
С 2019 г. колокола в храме заменены на новые. Центральный престол храма – в честь Живоначальной Троицы. В престольный праздник церковь не узнать: запах свежескошенной травы, всюду зелень, цветы.
Один из престолов (южный) посвящен Пантелеймону Целителю, покровителю больных и врачей. К нему, в первую очередь, направляют человека, впервые зашедшего в храм в поисках небесной помощи. Пантелеймон, живший в 3 веке в Никомедии (теперешняя Турция), имел дар целителя. А будучи христианином, бывал в темницах, лечил больных, наставлял тех, кто пал духом, помогал материально нуждающимся.
Северный престол – в честь святителя Дмитрия Ростовского. Это русский человек, современник Петра первого, 20 лет составлял сборники жития святых (Четьи-Минеи). Книги выдержали множество изданий и стали самым любимым житейским сборником после Евангелия.
Достоевский говорил: «По всей земле русской распространен дух Четьи-Минеи. Рассказчики не вставляют ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы. Слышал потом эти рассказы в острогах у разбойников, и разбойники слушали и вздыхали. В этих рассказах заключается для русского народа нечто покаянное и очистительное….».
Когда-то казалось, что светская жизнь и жизнь церковная не имеют точек соприкосновения. Однако с годами это менялось. Вот пример. Фото 1990 года на 9 мая: у братской могилы вместе с группой ветеранов войны снят священник Троицкого храма отец Василий Чепканич.
А вот женщины из церковного прихода зажигают свечи на братской могиле (1993 год). Видимо, состоялась лития. Сейчас мы уже не представляем День Победы без участия священнослужителя.
За пределами храма крестные ходы осуществлялись, когда шли традиционно освящать воду колодца по улице Филимонова.
В старину в праздник Крещения Господня, или по-народному – Водосвятие, в Белой проводился на Леваде. Старые люди вспоминали: изо льда вытесывали большой крест. Готовили «иордань»: края огромной проруби в виде креста по контуру окропляли красителем малинового цвета. Морозным утром 19 января с молитвами священник освящал воду. Праздник проходил торжественно, красочно. С 1997 года стараниями отца Стефана эта традиция водосвятия на леваде ‘возобновилась.
Каждый священник радеет о своем храме и вносит посильную лепту в благоустройство Дома Божьего. Вот уже 27 лет настоятелем в Троицком храме является протоиерей Стефан Иванюк. С помощью спонсоров много труда пришлось приложить батюшке: отремонтировать протекающую кровлю, благоустроили площадку перед храмом, а ведь вначале проложена была дорожка из шлака.
При активном содействии урожен-
ца Беловского района Алексея Михайловича Золотарева ветхую деревянную лестницу удалось заменить на добротную металлическую.
Когда начинал служить отец Стефан, была проблема – нет певчих! Дело в том, что у предшественника на клиросе пели члены семьи батюшки. Постепенно сопровождать службу стали самые певучие жительницы слободы. Сегодня ,особенно в праздники, на клиросе стройное пение. Помимо постоянных певчих, в службах участвуют и преподаватели детской школы искусств.
Росписи на стенах, иконы, все убранство храма – результат многих лет кропотливого труда настоятелей и паствы. Так, в далеком 1979 году, во время советской власти, в то время, когда настоятелем Троицкого храма был отец Валерий, который затем вступил в монашество и после пострига архимандрит г.Глазова Удмурской Республики России, к сожалению, ныне покойный носил имя Софроний, верхолазы из Белгородской области сделали капитальный ремонт шпиля и кровли. И вот спустя 30 лет Троицкий храм полностью отремонтирован снаружи.
Здание возведено в стиле классицизма. Однако элементы барокко ненавязчиво проступают. Изначально храм был белым. Но в 21 веке удачное цветовое решение позволило открыть заново изящество каменных узоров! Вот тянется витиеватая цепочка вдоль карниза. А фризовый пояс украшен барельефными розетками. Их выпиливали из выступающих кирпичей специальным инструментом, «гребешком». Пилястры и филёнки (выступающие рамочки) служат украшением светового барабана, колокольни. Венчает храм не просто купол – звездное небо! A пространство вокруг церкви с ранней весны до поздней осени утопает в цветах.
Вот уже несколько лет пекут просфоры Александра Щендрикова, Елена Ещенко, Раиса Сапалева, Тамара Кухарская. Работу эту женщины выполняют бесплатно.
С 1999 года под руководством матушки Марии Иванюк при храме стала работать Воскресная школа для детей. Преподавали Закон Божий Жанна Петровна Лисова и Наталья Павловна Мамедова. Уже выросло не одно поколение ребятишек, воспитанных в христианских традициях.
Пять лет назад в отделении районной больницы торжественно открыта молельная комната. Бывает, что не каждому пациенту под силу отправиться в храм. В доковидное время каждую среду здесь шел молебен. До недавнего прошлого комната открыта, можно написать записку о здравии, помолиться, зажечь свечку святому Пантелеймону.
Когда-то на Троицу Лошаковский луг расцветал яркими красками: вернувшись со службы, под колокольный звон народ в праздничных одеждах спешил в карагод. Песни, пляски. Одно слово – престольный праздник! И вот, чтобы напомнить людям, что Троица – это не только обильный вкусный стол, отец Стефан организовывал в Лошаковке гулянье. На большой сцене стали выступать самодеятельные коллективы, где звучали плясовые мелодии под открытым небом. Вокруг – артисты в народных костюмах наших предков. Людям была дана чудесная возможность обратиться к своим корням…

(Выражаем искреннюю благодарность научному сотруднику Беловского историко-этнографического музея Ларисе Анатольевне ШЕПЕЛЕВОЙ за предоставленный материал).

С записями работала Валентина РУДЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же