20 апреля 2024
Комментарии

Русский сарафан в будни и праздники

12 февраля 2023

1300

0

Недавно в нашей редакции побывал удивительный человек, хранитель русской старины, – главный специалист Курского областного дома народного творчества Екатерина Черноок.

Узнали мы о ней совершенно случайно, благодаря ансамблю «Ильковские самоцветы» нашего района. У специалиста сложились длительные, дружеские отношения с жителями села. «Когда впервые увидела этот самобытный коллектив, поняла, что просто пропала. Началась история наших экспедиций в Илек и общение с участницами народного хора. Сама долгое время состояла в коллективе «Русские начала», руководит которым Татьяна Валькова. Рада, что у меня есть уникальная возможность встречаться с людьми, которые могут рассказать о традициях жителей юго-западной части Курской области. Валентина Ивановна Козлитина познакомила меня с этими замечательными женщинами. И при каждой встрече открываю что-то новое», — поделилась Екатерина Владиславовна.

Молодое поколение уже не помнит, а люди постарше знают, что на каждый выход у женщины прошлого века имелся определенный сарафан. Так, рабочий назывался сукня, а в воскресенье был уже другой наряд. Отличались они степенью праздничности. Богато украшенные одеяния, — с золОтным галуном — «с хорошим», «с вухатами» или «московский», использовали для особого случая. Также как сарафан с ленточкой или с задником. Все они имели старинный крой, состоящий из прямых полотен и клиньев, подобные сарафаны называют косоклинные. Спинка была тщательно загофрированна, то есть, если его растянуть, то ширина достигала 6-8 метров. Наряды отличались убранством. Выходные украшались лапушкой – нагрудным украшением, и бусами – манистами. Одних только рубах могло быть до 30 штук. Стоит отметить, что в Беловском районе представительницы старого поколения долго носили традиционную одежду, вплоть до 1960-х годов, а замуж выходили, надевая старинный наряд, и в 1990-е. Сегодня в некоторых селах района сохранились знания о том, как нужно носить сарафан и как правильно завязывать пояса, с каким хвартуком (завеской). Головной убор отличался у девиц и замужних. В Ильке девушки, к примеру, надевали прилобник с золотным галуном, потом шелковый платок сложенный особым образом, а в косу вплетали «косникИ» – ленты, поверх всего надевали венок «твет».
Для нашего региона характерно смешение культур. В Курской губернии было много «однодворцев» – служилых людей, состоявших из обедневших дворян и не имеющих крупного дохода. От поместий оставался один двор. У них была своя сословная культура и костюмные комплексы, имеющие, например, высокий воротник. Эта культура частично сохранилась во многих деревнях. Отсюда и сарафан, а не понева – юбка в клетку, и другие особенности в одежде. Причем, в каждом населенном пункте свой стиль. Именно в Ильке носили черные шерстяные сарафаны, в Белице – красные шелковые именуемые «шубками».
Не каждый современный человек представляет, насколько нарядно выглядела женщина в таком образе. Нельзя, чтобы эта часть истории была забыта. Екатерина Черноок посвятила своему призванию годы жизни. Сначала будучи в объединении «Русские начала» в Москве, теперь уже в Курске создала клуб народного костюма «Русская традиция». Сегодня она в своей мастерской воскрешает народные костюмы. Немалое внимание отведено селу Илек Беловского района. Реконструкция производится в строгом соответствии с оригиналом. Периодически проходят выставки данных работ. Традиционный наряд нашей глубинки уже побывал во многих городах. Посмотреть на такую красоту есть возможность и у земляков. Периодически в Курске проходят мероприятия с использованием ильковского наряда – выставки, показы мод. Это позволяет погрузиться в атмосферу старины. Узнать, как выглядели русские красавицы прошлого века. К слову, наверняка модницы тратили много времени на приготовления. Ведь даже пояса повязывались определенным образом. Обязательно имелись кисточки, то есть он был «накышен». Пояса ткались вручную и собирались в большую котелку, от которой делали необходимый отрез. По узору можно было определить из какого села женщина. В праздники сверху одевали шелковые цветные украшенные пояса, добавляли газовые платочки, ленты. На удивление такой богатый костюм могла позволить себе обычная селянка. Приданое собиралось годами, бережно хранилось и передавалось из поколения в поколение. Наверное, и поэтому до нас дошли одеяния ильковских бабушек.
Так, постоянная участница коллектива Мария Александровна Сорокина родилась в Вишнево. Однако замуж вышла в Илек. Всегда занималась народной самодеятельностью. Она показала свой праздничный сарафан. Отметила, что гордится тем, что может продемонстрировать его с большой сцены. Ведь фольклор – это не только творчество, но еще и почитание предков.
Есть известная фраза – будь верен своим корням. Чтобы традиции не прервались, помните, что каждый из нас является носителем культуры. Не упускайте возможность поговорить с пожилыми близкими о прошлом, семейном наследии, которое вы сможете в дальнейшем передать своим детям и внукам.

Лидия ТИМОФЕЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же