Кружили в небе самолеты
Строительство военного аэродрома
В 1955 году между слободой Белой и деревней Ганжовкой шло активное строительство военного аэродрома. Здесь планировалось создание подземных ангаров. Работало более тысячи солдат, которые жили в 12 казармах. Офицеров расквартировали в райцентре. Примечательно, что скважин для воды не было, она залегала глубоко. Поэтому ее на стройку подвозили. Бетонные плиты для летного поля изготавливали на месте (затем их сняли и уложили во дворе мас-лозавода и на подъезде к нему). Взлетно-посадочную полосу сделали размером 3000 метров на 650. Окаймляли площадку глубокие канавы (местные называли их «ровы»).
Близ нынешнего тока в слободе Белой сооружались жилые дома для офицерских семей, работал возведенный медсанбат. Однако сегодня ничего не напоминает о существовании тех зданий.
За 3 года в районе появились несколько семейных пар с непривычными фамилиями: Джафаровы, Швачич, Угвария, Богатыревы, Тайкины, Сопины, Гавриловы. Солдаты, демобилизовавшись, женились на беловских девчатах. Может быть, впоследствии авиаполк с техникой и многочисленным личным составом кардинально изменил бы жизнь нашего края, но в 1957 году строительство свернули, воинская часть перебазировалась в Казахстан. Перед этим на аэродроме устроили праздник. Многие жители помнят, как еще детьми они видели парашютистов в небе!
Четыре рейса до Курска
С 16 ноября 1958 года началось воздушное сообщение «Белая-Курск» с использованием бывшего военного аэродрома. Касса размещалась в здании штаба (на окраине слободы).
«Кукурузник»… Это название перешло к Ан от У-2 (По-2). Оно образовалось от того, что самолеты привлекались для обработки полей с кукурузой, ведь растения высотой около 2-х метров было проблематично обрабатывать с помощью наземной техники.
Данные машины сельскохозяйственной авиации задействовали в том числе и для перевозки людей. Площадка для Ан-2 составляла 650 на 650 метров. Из оборудования имелся анеморумбометр, который показывал направление и скорость ветра. Сообщение с областным центром осуществлялось ежедневно (4 рейса). Самолет вылетал из Курска, садился в Пенах, затем в Белой и в Кондратовке. Иногда первым пунктом становилась Кондратовка, потом Белая. Конец маршрута – аэродром в Курске.
Управлял крылатой машиной пилот, рядом находился штурман. Ан-2 брал на борт 12 человек. Билет из Белой до Курска стоил 3 рубля. В пути пассажиры пребывали 25-30 минут. Жители из глубинки легко могли попасть в областной центр, решить свои дела и в тот же день вернуться домой. Если гражданин летел до Москвы, то радиооператор сообщал в область и бронировал для него билет в курском аэропорту. Зимой, когда глубина снега достигала более 20 см, вместо колес у самолета появлялись лыжи.
Радиооператор трудился одновременно и кассиром. В его обязанности входило сопровождать пассажиров до «кукурузника». Радист был постоянно на связи с летчиками, сообщая условия посадки. Например, допустимая скорость ветра – до 50 м/сек. Устанавливал сигнальные флажки, чтобы, подлетая, пилот ориентировался, с какой стороны заходить на посадку (взлет и посадка производились только навстречу ветру).
Радиооператор находился также непрерывно на связи с пилотами, выполнявшими авиахимработы (весной – рассеивание с воздуха удобрений, летом – распыление ядохимикатов над полями сахарной свеклы). В Ан-2 помещалось 1,5 тонны груза. Работы велись утром с 5.00 до 10.00 и вечером с 17.00 до наступления темноты. Авиатор сообщал на землю, какая площадь обработана.
Почти четверть века возглавлял беловский аэропорт Бабичев Михаил Федорович. Радистом и кассиром трудились Бондалетов Борис Александрович и Бондалетова Раиса Леонидовна.
В Пенах аэродром располагался в месте, где сейчас ток. Его деятельность обеспечивали Великоцкий Евгений Егорович, Колтунова Вера Андреевна. В здании имелся буфет. До областного центра добирались за полчаса, билет стоил 4 рубля.
Действовал аэропорт и в Кондратовке. Его возглавлял Коверников Владимир Александрович, работала также Вакуленко Галина Владимировна. Ее память до сих пор хранит позывной «василиск». Долететь до Белой из Кондратовки стоило 1 рубль.
Из картинок детства уроженца Белой, ныне жителя Ленинградской области Юрия Крюкова: «Летное поле травянистое. Маленький домик аэропорта, касса, весы для багажа, шум радио-станции. Всем руководил один человек, дядя Миша. У него была ракетница. Я совсем маленький, поэтому летел бесплатно, сидя на коленях у мамы».
Тот, кто перемещался на «кукурузнике», навсегда запомнил острые ощущения от воздушных ям. Поэтому пилоты предусмотрительно выдавали перед полетом пассажирам бумажные пакеты…
Военный аэродром в Курске располагался примерно там, где ныне автовокзал. Поэтому близлежащие улицы носят названия Аэродромная, 3-й аэродромный переулок, 4-й аэродромный переулок. Полосы гражданских и военных самолетов соседствовали. Потом, в 1981 году, самолеты Ан-2 исчезли из обращения. К этому времени была сдана в эксплуатацию хорошая автомобильная дорога от Суджи до Курска. Все еще ходили пассажирские и рабочие поезда через станции Льгов, Псел. Люди имели возможность добираться в Курск автобусами или поездами.
А вот события 30-летней дав-
ности запомнились, думаю, очень многим нашим землякам. В августе 1991 года был открыт памятник-самолет на развилке дорог между Долгими Будами и Коммунаром. В этот же день состоялось редкое зрелище – авиационный парад. Небо раскрасили купола парашютов. Рев приближающихся военных самолетов, их виражи незабываемы! Каждый желающий мог покататься на АН-2 или на вертолете. К сожалению, в музее нет фотографий данного праздника. Поделитесь с нами, если таковые хранятся в ваших альбомах.
Благодарим за помощь в подготовке материала всех, кто поделился информацией. Отдельное спасибо за воспоминания Подлужной Вере Павловне, бывшим работникам авиаотряда Бондалетову Борису Александровичу, Бондалетовой Раисе Леонидовне, Вакуленко Галине Владимировне.
Научный сотрудник Беловского историко-этнографического музея Лариса Шепелева