Заветам следовать…
В 14-м веке на южных степных окраинах русских земель появились общины людей, которые называли себя казаками. Слово «казак» означало удалец, вольный, свободный человек. Эти люди готовы были с оружием в руках отстаивать свою свободу, защищать южные рубежи Отечества.
К казачеству относились и относятся по-разному. Одни связывают с ним надежду на лучшее завтра, другие настроены с опаской. Однако, встречая на своем пути проблемы, это движение постепенно возрождается. Об этом как раз и состоялся наш разговор с атаманом Беловского казачьего станичного общества Анатолием Свиридовым.
— Анатолий Андреевич, практически все знают про донское и кубанское казачество. Но мало кто ведает про курское. А ведь местные казаки считают, что оно является первоосновой в целом.
-Первое летописное упоминание о казачестве датировано 1444 годом. Это Рязанское казачество. А буквально через 50 лет было организовано Курское. Именно с юга всегда исходила угроза для Руси, и Рязанское казачество полегло в схватках. Зато осталось Курское. После того, как границы Московского государства стали передвигаться на юг, казачество двигалось именно с курской земли. Две с половиной тысячи семей отправились на Кубань и три тысячи – на Дон. Первая станица на Кубани имела название Курская. До сих пор здесь есть Курский район и станица с таким же названием. И табличка есть: «Станица основана курскими и рыльскими казаками». Со всей ответственностью можно утверждать, что наш соловьиный край дал толчок к развитию всего казачества. Версия вполне закономерная: именно здесь в те годы было порубежье. Однако после того, как границы расширились, Курск перестал быть порубежным городом, поэтому казачество постепенно пришло в упадок. Тем не менее, наш областной центр имел большое значение, сюда приезжали все российские императоры. Вот только один исторический факт. Екатерина II здесь бывала неоднократно. Следуя со стороны Крыма по Муравскому шляху через Курск, она останавливалась в Селиховых дворах. Однажды там устроила бал, куда пригласили всех атаманов. Их было много. Это курские казаки, а также Сумский полк, сотни которого стояли в Судже, Рыльске, Льгове и в Пенах.
В новейшей истории в связи с обострением ситуации с Украиной, и даже раньше, с 1994 года, власти обратили внимание и на Курское порубежье. Здесь начали возрождаться казачьи организации. Развитие достигло своего пика к 2012 году, когда войско казачье насчитывало 5 тысяч человек. На сегодняшний день в нем остались только те, кто не видит себя вне этого славного объединения. Сейчас общее количество казаков более 2-х тысяч. В областном центре в настоящее время три казачьих общества: Курское городское, Курское городское «Защита Отечества», Курское хуторское. Границу прикрывают три отряда, которые созданы на базе Кореневского, Суджанского и Беловского казачьих обществ. В общей сложности это более 80 человек, которые несут службу на границе. Стоит отметить, что Курское окружное казачье общество вошло в государственный реестр казачьих войск России. Он как раз и подразумевает охрану общественного порядка и границы.
— Лев Толстой сказал, что родиной казаков является граница Отечества. Именно такова беловская земля. Что Вы можете рассказать о современном казачестве нашего района?
— На сегодня станичное общество Беловского района насчитывает 102 человека. В реестре тех, кто дал свое согласие на несение государственной службы, 17. Эти члены добровольной народной дружины имеют соответствующие удостоверения. На участке погранпоста в хуторе Кучеров привлекаются к охране государственной границы, а также в таких населенных пунктах как Забужевка, Озерки, согласно графику, проводят с населением разъяснительные беседы, осуществляют наблюдения, назначаются дозорными. Надо сказать, что все добросовестно несут свою службу. Есть и иная работа, предусматривающая охрану памятников, крестных ходов, помощь храмам. У казачества всегда было три ипостаси: служба Отечеству, вере православной и казачеству.
— Впечатляющим моментом является ритуал принятия Присяги, который происходит в церкви. Вы не могли бы рассказать об этом?
— После молебна и исповеди присягающие выстраиваются в шеренгу. Священник им говорит напутственную речь и благославляет. Атаман зачитывает текст, а присягающие хором повторяют его: «Вступая в казачье войско, перед лицом Всемогущего Бога, Братской Казачьей Общины, ее святых законов, обычаев и традиций клянусь свято хранить верность Святой православной церкви, народу российскому, матери-Родине России, казачьим и исторически сложившимся традициям, руководствоваться девизом «За веру, соборность, Отечество»…
— Наверное, как раз пришло время поговорить о казачьих заповедях.
— Их всего десять. Стоит отметить, что Кодекс казачьей чести одобрен Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества 11 февраля 2010 года. Он представляет собой основанные на исторических традициях казачества общие принципы поведения. Например, честь и доброе имя для казака дороже жизни. Эта заповедь предполагает, что честь надо беречь смолоду, достоинство сохранять в любой обстановке. Вторая заповедь гласит: «Казаки все равны в правах. Надо помнить, что нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи». То есть, казаки равны как в правах, так и в ответственности за содеянное, независимо от общественного положения, образования и прошлых заслуг. Любой из них может быть избран на любую должность. Решение, принятое на сборе, – закон для всех.
Следующим, третьим правилом является то, что «по тебе судят обо всем казачестве». А это значит, что нельзя совершать дурных поступков и надо удерживать от них других.
Четвертый пункт предполагает верно служить народу, а не вож-дям. Из пятой заповеди узнаем, что надо держать слово, что стойкость чести именно в нем. Шестая обязывает чтить старших и уважать старость. Без одоб-рения стариков ни одно важное решение атамана не может быть исполнено. Власть стариков не от силы, а от авторитета и мудрости. Надо прислушиваться к слову бывалых и только тогда сможешь избежать ошибок. Седьмой наказ заставляет держаться веры предков. Помнить, что казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все казачество. Восьмым заветом стала фраза, гласящая, «погибай, а товарища выручай». Так у казаков было всегда. Взаимная выручка – основа братства. Как ты посмотришь в глаза матери друга, которого мог спасти и не сделал этого?
Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке. Девятая заповедь такова: «Будь трудолюбив и не бездействуй».
Семья – святыня брака. Последняя предполагает беречь семью и служить ей примером.
— Если бы все мужчины придерживались этих правил, женщины были бы самыми счастливыми на свете, а страна в надежных руках.
— Как сказал патриарх, характеристикой казака являются не штаны с лампасами и хромовые сапоги, не шашки и нагайки, а подлинно христианское понимание своего долга. Вера – вот основа жизни казачества, которое призвано быть авангардом православного воинства, а осознание столь высокой ответственности должно придавать силы и мужество, чтобы с достоинством нести свое непростое служение Родине.
Интервью провела
Валентина РУДЕНКО