13 февраля 2025
Комментарии

К твоим иконам с мольбой и надеждой

19 января 2025

86

0

Еще в начале 20 века в разных документах упоминаются два близлежащих села: Богоявленская Белица и Введенская Белица. Границей между ними была небольшая речка Беличка. Легенда гласит, что однажды кто-то из селян пошёл к колодцу и явственно увидел на воде лик Богородицы. С тех пор и церковь, и село в названии имели слово Богоявленская.

В «Топографическом описании Курской губернии» (1764 г.) имеются данные о том, что в селе Белица, «Введенское тож», находится церковь деревянная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В то время в селе было 79 дворов, в которых проживало 349 однодворцев и их крестьян.
Спустя век, в 1850 году, «тщанием прихожан» церковь была перестроена и представляла собой деревянное здание с такой же колокольней. С 1885 года действовала двухкомплектная церковно-приходская школа. А в 1903 началось возведение каменной церкви. Настоятелем храма в то время был Николай Яковлевич Горлов. Строительство велось на пожертвования прихожан, а также, по словам старожилов, помещика Семикосова из села Крупец. Работы длились 4 года. Церковь в Белице удивительно красивая, подобных ей нет в округе!
Вот как говорят искусствоведы: «Храм возведен в русском стиле. Строители ориентировались на традиции древнерусского зодчества и народного искусства. Сложный силуэт Введенской церкви живописен благодаря обилию декора. 9 глав, однако световой барабан только в центральной, остальные 8 – чисто декоративны. В наружном убранстве легко узнаются элементы допетровской архитектуры: высокая двускатная крыша, ярусы кокошников, луковичные главки. По фасадам идут ряды крупных витражных окон с характерным закруглением кверху. Каменная резьба опоясывает весь храм. Узорчатый карниз («петушиный гребень») придаёт особую нарядность. Выразительность достигается за счет 3-ярусной обильно украшенной колокольни. Её шатровая крыша с маковкой имитирует излюбленный приём древнерусской архитектуры 17 века. Вместе с тем на фасаде сохраняется ордерное членение (дань классицизму). Главный вход акцентирован портиком с парными прямоугольными колоннами. И композиция, и внешнее убранство храма отличаются светлым, оптимистическим настроением. Эта мажорность выражает любовь к красоте, яркости мира, его разнообразию…».
Богатым было внутреннее оформление. Стены изнутри украшены фресками на сюжеты из Ветхого и Нового заветов. Иконостас и престолы имели искусную узорчатую резьбу.
С 1912 года законоучителем и заведующим школой состоял священник, сын почетного гражданина Михаил Иванович Вишневский. В 1916-м году в школе при церкви обучались 72 мальчика и 12 девочек.
К приходу Введенского храма относились Введенская Белица и деревня Нижняя Маховая. В 1916 году в Введенской Белице находилось 186 домов, в них проживало 575 мужчин и 604 женщины; в деревне Нижняя Маховая – 86 домов, в которых 356 представителей сильного пола и 337 слабого. В приходе были раскольники, которым принадлежало 47 домов, в них 135 мужчин и 147 женщин.
Среди православных Белицы были люди набожные. Например, Наталья Михайловна Белова ходила на богомолье в Киев и в Почаевскую лавру, что в Западной Украине.
После революции храм продолжает действовать. В описи, составленной в 1920 году, содержится краткое описание внутреннего убранства: иконостас деревянный, 4-х ярусный, золоченый, 2 больших киота у правого и левого клиросов; на стенах 15 простых икон, 6 картин, написанных на полотне. Пройдет только 2 года, и власть по всей стране начнет изымать в церквях драгоценные металлы. В Веденской церкви были изъяты крест серебряный, 5 серебряных риз с малых икон общим весом 4,5 фунта = 2 кг.
Гражданская война оставила свои отметины. Старожилы рассказывали, что с моста бронепоезд бил по колокольне. Всю стену изрешетили. Заштукатурили выбоины лишь после Великой Отечественной.
Священника Вишневского в 1929 году осудили на три года. Власти решают уничтожить церкви. Так сломали Богоявленскую. Угроза исчезновения нависла и над Введенской церковью. Однако председатель колхоза Ельников Андрей Афанасьевич был выходцем из очень верующей семьи, родная его сестра была монахиней. Рискуя, председатель принимает решение: засыпать убранное с полей зерно в храм. Перед районным начальством выдвинул железный аргумент: больше негде хранить урожай! Так в годы безбожия храм сохранился благодаря Андрею Афанасьевичу. Сам же председатель потом погибнет на фронте.
Священник Вишневский после освобождения продолжал служить в данной церкви до 1937 года, а затем был осужден повторно. Из заключения не вернулся.
В 1937 году церковь числится действующей, однако это только по документам. Отец Пётр вел службы на дому у Черняевых, жителей Белицы.
Немцы открыли храм, в 1942 возобновились службы, вел их отец Петр. Но потом захватчики устроили в храме конюшню …
Судьба этого священника трагична: он уцелел в годы репрессий, но погиб от рук местных полицаев зимой 1943 года.
С 1943 года в Белице службу вел монах отец Фотий. 1947-48 годы были последними, когда под сводами храма все еще хранилось колхозное зерно. Скончавшегося батюшку в 1951 году сменил отец Фёдор (Грищенко). Он служил в престольный праздник в Белице – 4 декабря: Введение во храм Богородицы. Летом же, на Троицу, карагоды шумели на лугу, у реки. Ильин день всегда выпадал на уборочную. Однако даже если днем работали на току, к вечеру обязательно «на селе» (теперешней улице Мира) пускались в пляс. Отец Феодор радовался с прихожанами. Беличанцы запомнили его пророческие слова: «Придет время и не будет уже карагодов…». Действительно, вековая традиция постепенно исчезала и сошла на нет.
С 1985 года – настоятель храма протоиерей Дмитрий (Яцейко). За 38 лет службы батюшка стал своим в селе. Не счесть, сколько сил, энергии надо было приложить, чтобы храм отремонтировать, постоянно благо-устраивать. Огромная плита у входа, на ней история храма, запечатлены имена благотворителей… На веку отца Дмитрия произошло важное событие: в 1998 году вышло постановление губернатора Курской области: Введенский храм поставлен на охрану как памятник архитектуры регионального значения.
Ушел из жизни отец Дмитрий летом 2023 года. По традиции батюшку похоронили близ стен храма.
Сегодня настоятелем Введенской церкви служит иерей Александр (Корнев). Красивейший храм продолжает действовать и радовать прихожан.

В храме — горя утешенье
И любви незримый свет,
Здесь меняется значенье
Проведенных в жизни лет!
Боль и радость, и невзгоды
Обретают вид иной.
Для молитвы у народа
Дверь открыта в храм родной!
Многих помнят своды, стены
В поминании имен…
Здесь в любые перемены
Неразрывна связь времен!

С записями работала Валентина РУДЕНКО

(Выражаем искреннюю благодарность научному сотруднику Беловского историко-этнографического музея Ларисе Анатольевне ШЕПЕЛЕВОЙ за предоставленный материал).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же