10 августа 2022
Комментарии

От прадедов и дедов

18 июля

66

0

Село с простым названием Белица
Годам ведет неторопливый счет.
Стоят леса, пшеница колосится,
И речка Псел невдалеке течет…

Эти красивые строки о замечательном уголке беловского края написал поэт Сергей Симонов, некоторое время проживавший в нашей местности. Один из сборников стихов он подарил сельской библиотеке. Автор родом из Сибири, но однажды попав в Белицу, остался навсегда. Здесь провел свои последние дни. Его душа постоянно тянулась к милой сердцу природе, к земле с вековой историей и богатыми традициями.

Белица возникла в XVII столетии во время строительства линии защитных укреплений на южных рубежах Русского царства – Белгородской засечной черты. На курские земли прибывали служилые люди из центральных и западных земель Московского государства, которые впоследствии перешли в сословие государственных крестьян-однодворцев. В 1662 году в архивных документах значится село Богоявленское Обоянского уезда. Здесь в 1793 году был построен деревянный храм Богоявления Господня. К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одной постройки от прихода. Все было сожжено немцами в Великую Отечественную войну.
Введенская же и Богоявленская Белица впервые встречаются в 1900-м. Население каждой из них составляло 1,5 тысячи человек. В 1907 году открылась каменная церковь, названная в честь праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы. Она действует и сегодня.
В краеведческом музее в Судже имеются следующие краткие сведения о Богоявленской Белице: «Село помещика-недоросля Петра Ефимова, сына Малыгина, корнетов Алексея Иванова, Алексея Никифорова, девицы Прасковьи – всего 160 дворов. Однодворцы на казенном окладе, крестьяне на пашне. Дом господский с садом. На реке Псел мучные мельницы с восьмью поставами (жерновами) и две сукнодельни. Земля – чернозем, хлеба – хорошие, сена – худые. Лес строевой и дровяной».
До революции в Белице насчитывалось 476 хозяйств. Жилые строения в основном деревянные, крытые соломой. Имелось две церковно-приходских школы, а также земская в Богоявленской и школа грамотности во Введенской, 3 шинка (питейных дома).
В 1966 году Указом президиума Верховного Совета РСФСР обе Белицы, фактически слившиеся в единый населенный пункт, объединены под общим названием.
Согласно словарю под редакцией Ожегова, слово белица означает послушница монастыря, не принявшая монашество. Кроме того, село расположено в месте впадения речки Беличка в Псел. Также название могло произойти от «белого ключа», то есть чистого.
Такую информацию, расположенную на стенде в сельском Доме культуры, может прочитать всякий интересующийся человек.
Есть в фойе и музейный уголок, созданный неравнодушными людьми. Как рассказала директор Виктория Бохонова,

работу по сбору экспонатов начинали ее предшественницы Светлана и Наталья Жигальцевы. Им помогала сестра Любовь. Часть вещей и предметов принадлежали их семье: женский костюм – сарафан и рубаха, рушник, подушка с наволочкой, вышитой крестиком в красно-черных тонах. В старину цвет вышивки имел большое значение. В основном преобладали оттенки красного, считавшиеся символом жизненной силы. Черный соотносился с землей, с плодородием. Синий означал небеса.
Пополнила собрание и Виктория Михайловна. Однажды в доме, купленном Бохановыми в слободе Белой, на чердаке она обнаружила деревянную лопату, коромысло, пряху*, небольшую ступку, настольник. Есть подзор, вышитый бабушкой мужа из Пен, два широких пояса мануфактурного производства. Их продавали в двух местах Курской губернии: на Коренской и Пенской ярмарках. Имеются и другие предметы, подаренные местными жителями: платки, рушники, образцы домашней утвари, быта.
Выставлены в уголке деревянные сундук и корыто, стиральная доска, корзина, утюг, глиняные кувшины, чугунок, принадлежавшие беличанам, предкам главы местного муниципалитета Сергея Ельникова. Кстати, у него есть мечта – образовать на территории полноценный сельский музей, чтобы взрослые и дети знали историю родной земли, свои корни, традиции и обычаи, могли соприкоснуться с далеким прошлым.
К слову, нынешнее поколение интересуется различными видами рукодельного искусства, существовавшими на Руси. При Доме культуры имеется кружок, где беличане учатся вязать спицами и крючком, делают различные аппликации. Из шерсти для валяния создают объемные игрушки, декорируют натуральными материалами шкатулки. Ребята овладевают ткачеством на дощечках. К примеру, дочь Виктории Бохоновой Екатерина сделала девичье очелье – повязку на лоб.
Жители Белицы имеют свои песенные традиции, дошедшие до наших дней. Из века в век они передавались от родителей детям. В семидесятые годы прошлого столетия на базе Дома культуры был создан фольклорный коллектив «Беличаночка»,

который не раз подтверждал звание народного. В 1988 году он принимал участие в первом Всемирном фестивале фольклора в Москве, где был удостоен диплома. Сегодня старожилы коллектива выступают на родной сцене и на праздничных гуляниях в других местах страны. К сожалению, сейчас у коллектива нет руководителя, однако участники продолжают собираться вместе. Под гармонь Алексея Гетманова затягивают старинные русские песни его супруга Пелагея Николаевна, Галина Александрович, Наталья Бекетова и другие односельчане. Они задорно исполняют частушки, пускаются с веселыми припевками в карагодную пляску «Тимоня». Замечу, этот танец распространен в южных районах Курской области и на северо-западе Белгородской.

Умение исполнять народные песни демонстрирует и юная жительница села Ксения Авдеева, не раз становившаяся победителем и призером различных конкурсов. Особенности фольклорного творчества постигают и другие школьники.
Хочется, чтобы они стали настоящими продолжателями песенного дела бабушек и дедушек, чтобы нашелся специалист, и «Беличаночка» возродилась. А разноплановые таланты местной детворы и молодежи развивались системно и многогранно.

Раиса Гукова

* Пряха – так в Беловском районе называют прялку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте так же