21 июня 2024
Комментарии

На дальней станции сойду…

20 мая 2024

1523

0

Наташа Бабичева окончила Беловскую среднюю школу в 1974 году. В аттестате всего две четверки – по русскому языку и биологии. До восьмого класса, когда она училась в Вишневской школе, была отличницей, а затем в свидетельстве о неполном среднем образовании была выведена всего одна четверка – по черчению. С документом в руках абитуриентка сдавала вступительные экзамены в Курском государственном политехническом институте. Однако… студенткой не стала. Затем работала на Курской трикотажной фабрике мотальщицей. А в это время не только с экранов телевизора, но и в городе везде были развешены яркие плакаты, привлекающие молодежь на Всесоюзную стройку – Байкало-Амурскую магистраль. Наташу сначала это мало интересовало. Она и не думала, что это как-то ее коснется.

И вдруг рабочей молодежи был брошен клич, так как на БАМ формировался очередной отряд из Курска. Когда агитаторы появились на фабрике, она одна из первых вызвалась ехать в далекий иркутский край. И вот ее летом 1975 года в составе отряда из 15 человек торжественно, с напутственными словами, транспарантами, провожают на главную комсомольскую стройку страны. С песнями, в приподнятом настроении дружно доехали до поселка Вихоревка Братского района Иркутской области, по которому проходила железнодорожная ветка. Девушке тогда не исполнилось и 18 лет, так как она на год раньше времени стала первоклассницей.
Ничто ее не страшило, а, в первую очередь, труд. Выросла в многодетной крестьянской семье, в которой воспитывалось четверо детей. Наталья – старшая. Мама трудилась в колхозе имени Фрунзе свинаркой, отец – шофер в этом хозяйстве.
Курских комсомольцев встречали также триумфально, как и провожали из областного центра. Жили сначала в красном уголке. Однако девчатам повезло, так как вахтершей оказалась женщина из нашего региона. Она бережно относилась к своим землякам, стараясь во всем помогать и опекать их. Поэтому вскоре поселила троих девчат в одну комнату общежития.

Восточная Сибирь встретила «курских соловьев» (так все звали там курян) во всем своем великолепии: таежные леса, сопки, цветущий багульник и другие травы, протекает река Вихоревка. Красота! Кто-то сюда ехал по идеологическим соображениям, кто-то за любовью, кто-то заработать копеечку, Наталья – за романтикой, да еще чтобы вложить свою лепту в главную стройку страны. И надо же! Ее ожидания оправдались.
На БАМе требовались люди разных профессий. Девушка, которой еще не исполнилось и 18, попала в строительную бригаду, занималась отделкой плиткой строившихся для бамовцев домов. В далеком сибирском крае встретила свою односельчанку Таню Зарубаеву, в девичестве Щетинину, которая сама нашла ее, Наташу. Земляки там были на вес золота, роднее родных. «Такого братства, дружбы, поддержки, сплоченности, какие увидела на БАМе, больше никогда не испытала в жизни. Все молодые люди, но никто не позволял себе никакой пошлости и хамства. Скорее, горой стояли друг за друга. Никто никого не обижал. Меня все опекали, каждый старался оберегать. так как я была моложе всех»,- вспоминает Наталья Павловна Крыхтина.
Работа ей нравилась. К тому же, так как она была несовершеннолетняя, девушке установили сокращенный рабочий день. Приходила в комнату общежития раньше, но сложа руки не сидела. Пока девчата трудятся, приготовит борщ, вторые блюда. Придут все с холода, уставшие, а тут стол накрыт, горячие блюда – пожалуйста! Всем хорошо, весело.
В выходные дни тоже не скучали. Комсорг-украинец Володя Бондарь время от времени организовывал поездки на озеро Байкал. Семь часов езды пролетали незаметно: смех, задорные песни, шутки. Там группой ловили рыбу, играли в волейбол.
И будни проходили в одном дружном «монолите» труде. Ребята съехались на БАМ со всего Советского Союза, всех национальностей и народностей. Тяжелые климатические условия только сплачивали молодых людей.
Строителей магистрали поощряло государство. Вручались дипломы, медали, денежные премии и выдавались дефицитные товары от тушенки и сгущенного молока, от отрезов на платье до ковров. О стройке века – золотой магистрали – слагались песни, которые сразу же подхватывала вся страна. Приезжали популярные артисты, давая концерты. А тем временем каждый, добросовестно трудясь на своем участке, старался завоевать переходящий красный вымпел. Молодые люди работали в суровых условиях, реализуя в бескрайней тайге важнейший на тот момент проект.
В планы Натальи Павловны не входило покидать Байкало-Амурскую магистраль имени Ленинского комсомола. Однако с малой родины, от мамы, приходило одно письмо тревожнее другого. Родительница не только переживала за то, что дочка уехала невесть в какую даль, но и сильно болела. Через полтора года Наталья Павловна берет отпуск и отправляется домой. С тяжелым сердцем, чтобы рассчитаться, она возвращалась обратно в понравившуюся ей сторону. На стол начальства легло заявление об уходе.
… В селе Вишнево она устроилась учетчицей молочно-товарной фермы. Потом поступила в Обоянский библиотечный техникум, после окончания которого заведовала в Лошаковке библиотекой. Вышла замуж и, как требовала сельская мораль, жила под одним кровом в небольшом деревенском домике со свекром и свекровью, золовкой и бабушкой. Правда, со временем молодые отделились. Вместе с ними пожелала жить свекровь свекрови, которую молодая невестка доглядела. Ухаживать пришлось до самой смерти и за коллегой Валентиной Федоровной Котелевцевой. Настоящей радостью стало, когда однажды к ней в гости наведалась Валя Еремина, с которой вместе делили радости и тяготы жизни в Сибири. Сколько было воспоминаний!
Непросто сложилась жизнь Натальи Павловны Крыхтиной. Однако на то она и русская женщина, которая преодолеет все преграды, перетерпит, смолчит. Благодаря своим трудам сейчас она живет в благоустроенном доме. А в свободные минуты иногда вспомнит зарю своей юности – золотую трассу – главную стройку века, протяженностью в 4287 километров.

Валентина РУДЕНКО
Фото из семейного альбома

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же