10 августа 2022
Комментарии

В перископе видел волну

27 марта

100

0

19 марта в нашей стране отметили День моряка-подводника. К слову, профессиональный праздник для этой группы военных появился сравнительно недавно – в 1996 году в соответствии с приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом РФ. Такая дата выбрана неслучайно. Именно в этот день в 1906 году подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству № 52 от 24 марта 1906 года, подписанный морским министром, в котором говорится: «Государь Император (Николай II), в 6-й день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки».
Конечно, современные подводные титаны значительно отличаются от кораблей начала XX века. А вот какими были подводные силы российского флота в 60-е годы, с нами поделился житель села Знаменское Богданов Федор Тихонович, который и сегодня, десятилетия спустя, вспоминает свои армейские будни.

«Я был призван в мае 1965 года, зачислен в учебный отряд в Севастополе. После прохождения подготовки в декабре 1965 года меня направили в Полярный. Попал на лодку буки 74 611 проекта. Я служил в первой бригаде 4-й эскадры, три раза ходил в дальний поход. Конечно, для тех, кто служил, эти воспоминания совершенно особенные. День начинался с раннего подъема, потом была зарядка, утренний осмотр одежды, уборка, завтрак. А после все на лодку. В 8 утра команда строилась на палубе, поднимался военно-морской флаг. Затем проворачивали механизмы – воздухом, электричеством. После обеда проходили политзанятия, учебные тренировки», — рассказал Федор Тихонович.
Лодки проекта 611, главным конструктором которых был Сергей Алексеевич Егоров, представляли собой двухкорпусную трехвальную подводную лодку, прочный корпус которой разделялся на семь отсеков: первый — носовой – имел шесть торпедных аппаратов. Второй отсек — аккумуляторный. На верхнем ярусе находились кают-компания для офицеров, рубка гидроакустика, душевая, на нижнем ярусе — первая группа аккумуляторных батарей. Третий — это центральный пост, вы-движные устройства. Четвертый отсек — аккумуляторный. На верхнем ярусе — кают-компания старшин, радиорубка, кладовые, камбуз, на нижнем — вторая группа аккумуляторов. В пятом размещались все три главных дизельных двигателя и два дизель-компрессора. Шестой отсек — электромоторный. Служил для размещения трех главных гребных электродвигателей. Седьмой — кормовой торпедный. Четыре торпедных аппарата, койки личного состава, на нижнем ярусе — вспомогательный электродвигатель. Также лодка оснащалась двумя ядерными баллистическими ракетами, размещенными в удлиненной рубке.

Два года Богданов служил матросом-электриком, после был назначен командиром отделения, а на четвертый год службы стал главным старшиной команды электриков. Эта профессия пригодилась мужчине позже и на гражданке. Он вспомнил, что в целом служба проходила хорошо. Качку он переносил нормально, а когда лодка погружалась под воду, то и вовсе ничего не ощущал. Страшно было только когда в одном из заплывов по корпусу корабля пошли снаряды. Был небольшой мандраж, признался Федор Тихонович. Однажды проходили под американским авианосцем.
21 ноября 1968 года Федор Тихонович Богданов вернулся домой. Работал электриком, шофером, трактористом. Всегда легко осваивал новые профессии. Однако именно службу считает самой большой школой жизни. Сегодня нашим ребятам вновь приходится защищать рубежи Родины. Федор Тихонович пожелал, чтобы каждый солдат с достоинством выполнил свой долг и вернулся домой живым и здоровым.

Лидия ТИМОФЕЕВА
Фото из семейного альбома

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте так же