Один на три района
Служба по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, или сокращенно «Гостехнадзор», ведет свою деятельность с 1958 года. С начала существования «Госсельтехнадзор», а именно так тогда и называлось данное учреждение, регистрировало только самоходную технику, принадлежащую предприятиям агропромышленного комплекса. С укреплением и развитием промышленности было принято решение об обязательной регистрации самоходной техники. Сегодня ни один владелец спецтранспорта не может начать работать без регистрационных документов.
18 апреля 2023 года исполнилось 65 лет со дня образования органов Гостехнадзора Российской Федерации. Накануне мы встретились с начальником отдела — главным государственным инженером-инспектором Беловского, Суджанского и Большесолдатского районов Юрием Владимировичем Свиридовым. Наш земляк, проживающий в Коммунаре, на три района трудится уже второй год. Он рассказал об особенностях работы инспекции в настоящее время.
— Юрий Владимирович, какие основные задачи стоят перед органами Гостехнадзора?
— Основная задача – осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в АПК – за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования. Сейчас в Беловском районе зарегистрированы 1164 единицы техники.
— Новые технологии – новая техника?
— В этом нет ничего противоестественного. Всё развивается, технический прогресс идет семимильными шагами. Да, действительно, парк тракторов, самоходных и дорожно-строительных машин ежегодно обновляется. В настоящее время новая техника приходит не только в крупные агропромышленные формирования, но и в более мелкие сельхозпредприятия и крестьянско-фермерские хозяйства. Это говорит о том, что у людей, работающих на земле, появились средства и возможности приобретать ее. Это хорошо, потому что теперь и фермерские хозяйства могут применять современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Если сравнивать показатели урожайности, то они практически одинаковые в хозяйствах всех форм собственности. Внимательно проанализировав, видно что современный аграрный комплекс кардинально отличается от системы земледелия, которая применялась 25-30 лет назад. И это как раз и связано с повышением эффективности труда за счет применения современной техники.
— А как часто нужно проходить техосмотр?
— Раз в год. Для юридических лиц составляется график. Для физических – с момента проведения последнего техосмотра через год. То есть, купили в феврале, провели техосмотр, следующий ТО – в феврале через год. Единственное исключение для техники, которая используется в сельском хозяйстве, а именно в полевых работах, техосмотр которой проводится перед началом выполнения этих работ, но не позднее, чем за 15 дней до начала сезона.
— Как известно, Вы проводите несколько масштабных мероприятий.
— Перед весенне-полевыми работами, в апреле–мае, обязательно профилактическое мероприятие. Выезжаем в рейды по районам, выявляем незарегистрированную технику или без техосмотра, управление техникой без удостоверения тракториста-машиниста. Бывает, что срок действия удостоверения завершился или, к примеру, есть категория на колесный трактор, а работает на гусеничном, или же нет категории F – на комбайны, а он управляет.
Во время техосмотра мы проверяем и удостоверения тракториста-машиниста. Если у них заканчивается срок, они оплачивают госпошлину, и мы выдаем новые права. А если нет категории, к которой относится используемая ими техника, то направляем на учебу. Ведется переобучение, потом сдача экзамена по теории и практике. На основании этого выдаем удостоверения.
— Как строится работа с частными лицами?
— Частники, как и все категории собственников, подлежат проверкам. В основном как раз делали упор на частных владельцев, потому что основная масса техники принадлежит им.
Нужно отметить, что не все регистрируют машины и проходят техосмотр. Наши мероприятия направлены на выявление этих фактов. Если должным образом не пройден техосмотр, это говорит о том, что обеспечение безопасности под угрозой. Наличие талона техосмотра означает, что техника исправна. Однако бывает, что даже при наличии талона нет, к примеру, огнетушителя или аптечки.
— Какие меры принимаются к нарушителям?
— У нас нет полномочий эвакуировать технику, лишать прав. В нашем распоряжении только внушения, замечания и административное наказание в виде штрафов. В зависимости от нарушений – от 300 до 1500 рублей.
За годы существования менялись функции и методы работы органов Гостехнадзора, расширялись полномочия, но основные задачи остались прежними: обеспечение безопасной эксплуатации техники – самоходных машин, аттракционов.
Сегодня инспектор Гостехнадзора – это инженер-механик при проведении технического осмотра, юрист при регистрации техники, психолог при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Основа Гостехнадзора – это коллектив профессионалов, исполняющих свои обязанности с большой ответственностью и заботой о получателях услуг.
Желаем успешного выполнения поставленных задач, и как можно больше поводов для гордости за работу и помощь людям!
Яна ЛИТВИЩЕНКО